Японский фарфор

Дата публикации 26.09.2018

Во времена раннего Средневековья, начиная с середины периода Ямато и примерно до начала периода Эдо, в Японии, несмотря на развитое гончарное и керамическое производство, фарфор был исключительно импортным – его завозили через основные торговые порты из Китая или Кореи.

Собственное производство фарфора началось во время первой половины периода Эдо – после того, как страна была объединена под руководством сёгунов клана Токугава. Фактически, род Токугава установил в стране диктатуру и жесткую централизованную власть – это способствовало возрождению ремесел и национального духа. Немалую роль сыграла и политика «сакоку» - самоизоляции, когда вся внешняя торговля в стране была исключительно прерогативой одной-единственной торговой компании, жестко контролируемой кланом Токугава.

Рождение фарфора

Примерная дата, когда в Японии стали производить собственный фарфор, неизвестна. Скорее всего, родиной «дзики» (японский фарфор) считается остров Кюсю, где были сильны корейские культурные традиции. В расположенном на острове городе Арита проживали гончары из корейской общины, которые обнаружили неподалеку от города достаточно крупные залежи фарфоровых глин с высоким содержанием глинозема.

За сравнительно короткое время – в течение первой половины XVII века японские керамисты освоили технику изготовления даже высококачественного тонкостенного фарфора. Центры производства фарфора появились не только на острове Кюсю, но и в других регионах страны, причем в каждом из них была собственная, особая техника изготовления, на которую большое влияние оказывали китайские и корейские традиции и технологии. Поэтому, в отличие от китайского или корейского фарфора, который классифицируется по периодам, японский классифицируется именно по регионам.

Основные центры производства

Основными центрами производства фарфора в Японии являлись:

  • Арита, остров Кюсю - здесь добывали каолин с высоким содержанием кремнезема, из которого изготавливали молочно-белый фарфор с хрупким, плотным и тонкотекстурным черепком. Также в этом районе добывали каолин, из которого изготавливали очень тонкий и дорогой серовато-белый фарфор Набесима.
  • Микавачи, остров Хирадо - в этом регионе производили изделия и посуду из фарфора с чистым белым черепком и уникальной текстурой.
  • Сацума (Сатсума) - центр по изготовлению фарфора цвета слоновой кости. Он широко экспортировался, поэтому был как посредственного качества, так и очень высокого.

Помимо этих, самых крупных центров, существовали и другие: Сэто-Мино, Киемидзу, Кутани Киото и ряд прочих. Часть из них работала на местном сырье, в других мастера производили фарфор из сырья, привезенного из других областей Японии.

Стилистика японского фарфора

Как говорилось выше, стилистика японского фарфора очень разнообразна. На нее оказывали влияние корейские и китайские мастера (эпохи Мин и Цин), а часть стилей сформировались исключительно в свете местных художественных традиций. Ниже рассматриваются наиболее известные виды японского фарфора.

Арита, начало XVII века

Один из самых ранних видов японского фарфора, который производили в одноименном городке, расположенном в северной части острова Кюсю. По своей стилистике он очень близок к китайскому фарфору «цинхуа» эпохи Юань и «цинбай» эпохи Мин. Молочно-белый черепок расписывался синей подглазурной росписью на основе кобальта. В качестве сюжета выступали как растительные мотивы, так и различные мифологические или житейские сюжеты, сценки и композиции разной сложности. В раннем периоде рисунок был легким, но в более поздних работах он усложнялся и становился чрезвычайно плотным, а цвет росписи варьировался от светло-голубой до густо-синей.

Имари, середина XVII века

Свое название этот вид фарфора получил из-за крупного торгового порта Имари, через который продукция местных керамистов экспортировалась в другие страны. Сам Имари находился на севере Кюсю, неподалеку от городка Арита, но техника изготовления фарфора кардинально отличалась между собой.

В отличие от Арита, фарфор Имари имел полихромную подглазурную роспись – к основному тону темно-синего цвета мастера добавляли насыщенные золотые, желтые, красные, зеленые и фиолетовые тона. Причем синяя и красная краски наносились гладким слоем, а остальные имели выступающий рельеф, который хорошо прощупывается под глазурью.

По стилистике роспись Имари очень похожа на тканевую вышивку, поэтому ее иногда называют «парчовой». Особенно это ярко проявляется в росписи крупных предметов (блюд, ваз).

Какиэмон, вторая половина XVII века

Фарфор Какиэмон обязан появлением известному японскому мастеру живописи Сакайде Какиэмону, который стал основоположником особого стиля полихромной росписи эмалью. В этом стиле узоры наносятся ассиметрично и скудно, но их отличает очень нежная и тонкая прорисовка даже мельчайших деталей с использованием богатой и нежной цветовой гаммы из бирюзового, красного, голубого, оранжевого и желтого цветов. Он идеально подходил для небольшой и изящной посуды: чайных приборов, небольших блюд, ваз и мелких сосудов.

Такая тонкая роспись из нежных цветов очень красиво смотрится на молочно-белом черепке, поэтому после «открытия» Японии в XIX веке этот фарфор не только широко экспортировался в Европу, но и активно копировался на европейских фарфоровых фабриках Германии и Великобритании.

Сацума, вторая половина XVII века.

В Сацуме (Сатсуме) еще с начала XVI века производство керамики являлось основой местной промышленности. А к середине XVII века здесь освоили изготовление фарфора с черепком цвета слоновой кости различной степени хрупкости и твердости. Учитывая богатые традиции местных мастеров, занятых в росписи и декоре фаянса, стилистика фарфора Сацума во многом переняла стилистику местного фаянса.

Можно выделить три основных направления в стилистике фарфора Сацума:

  • Авата - тонкий черепок покрывался кремовой глазурью, которую путем особой технологии обжига доводили до мелкого растрескивания (техника кракле);
  • Сайсикидэ - скупая полихромная роспись с редким и ассиметричным рисунком, обычно цветком, небольшим элементом ландшафта или мифическим животным;
  • Нисикидэ - богатая полихромная роспись с преобладанием теплых цветов, покрывающая практически всю поверхность изделия. Очень часто использовалась декоративная позолота.

Кутани, конец XVII-середина XVIII века

Широко распространенный стиль, который активно шел на экспорт. Его особенностью был очень тонкий и хрупкий черепок, а также необычайная гармоничность надглазурной росписи с богатой и яркой цветовой гаммой. В качестве основной палитры использовалась рыже-красная краска, которая подчеркивалась черными, серыми, темно-синими акцентами и позолотой. Также такой фарфор отличает богатство сюжетных композиций – они имели самую разнообразную тематику.

Набесима, вторая половина XVII – середина XVIII века

Довольно редкий стиль, который практиковался исключительно в провинции Кагосима, расположенной на острове Кюсю. Серовато-белый фарфор, который здесь производили, был чрезвычайно тонким и одновременно прочным, поэтому очень высоко ценился и поставлялся исключительно ко двору местных дайме из клана Набесима или же отправлялся в столицу, в замок сёгунов Токугава.

Основная палитра – серая или насыщенная синяя, с зеленым, желтым и красным. Обычно фарфор Набесима расписывался скудными растительными мотивами: изображением цветов, листьев, деревьев.

Хирадо, конец XVIII века

Этот стиль относится к очень качественному фарфору, известному как «яичная скорлупа» - его стенки были настолько тонкими, что буквально просвещались. Надглазурная роспись выполнялась голубой, золотой и красной красками по прозрачной или белой глазури, причем техника росписи была нарочито старомодной.

Сэто-Мино, начало XIX века

В стиле Сэто-Мино идеально белый черепок в лучших традициях минского фарфора покрывали монохромной подглазурной росписью – прозрачная глазурь и сине-голубые узоры в оригинальном японском стиле позволяли создавать настоящие шедевры искусства. Технология росписи, как и в Хирадо, была несколько архаичной и простой, но это был намеренный шаг, который призван следовать принципам «ваби-саби».

Кинкозан, вторая половина XIX века

Этот стиль имеет очень много схожего с фарфором Сацума, так как его создатели – это известное семейство гончаров из Сацумы. Но есть ряд ярких и выдающихся особенностей, которые отличают Кинкозан среди другого японского фарфора.

Прежде всего, это довольно редкое для японской керамики использование вставок и картушей с различными сценками или мотивами. Причем эти медальоны могли резко выделяться на общем фоне или же органично вписываться в сюжет.

Также фарфор Кинкозан густо покрывался позолотой (правда невысокого качества, поэтому легко отшелушивался). В остальном же, он имеет насыщенную полихромную роспись на основе кремового, светло-синего, желтого и других теплых цветов.

Поделиться